The Centre for Narrative Psychology and Practice

Программа длительного курса "Нарративная терапия"

Нарративная терапия – возникший более 20 лет назад и активно развивающийся, постмодернистский, конструктивистский подход к психологической помощи людям, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. Сегодня – одно из ведущих направлений в семейной психотерапии и работе с сообществами.

Задача курса: подготовка квалифицированных специалистов в области семейной, индивидуальной терапии, а также различной социальной работы в рамках нарративного подхода к практике оказания психологической помощи.

Участники получают:
Теоретические знания в нарративном подходе; знакомство и практическое исследование этики постмодернистских психотерапевтических подходов; практические навыки и опыт нарративной работы с индивидуальными клиентами, семьями, детьми и сообществами.

Курс рассчитан на специалистов: практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также на студентов психологических и психотерапевтических факультетов.

Участники должны иметь базовую подготовку в области нарративной терапии, так как даже освоение наиболее известных техник нарративного консультирования, таких как экстернализация или исследование уникальных эпизодов, проходит в данном курсе на более глубоком уровне и предполагает, что знакомство с ними в рамках какого-либо вводного курса уже состоялось. Если на данный момент Вы не имеете никакой подготовки в области нарративной терапии, то можете ее получить, приняв участие в тренинге «Введение в нарративный подход» в сентябре и\или октябре 2009 года.

Продолжительность курса:

170 часов, 32 занятия по 5 академических часов раз в неделю + 1 день самоисследования в группе, с октября 2009 по июнь 2010.

Курс разбит на три блока. 14 занятий в первом блоке, 10 во втором, 10 в третьем.

1 блок – с октября до начала февраля.

2 блок – с середины февраля по конец марта

3 блок. – с начала апреля по середину июня (с перерывом на майские каникулы)

Содержание

1. блок. Теория и тренинг, включающий упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения.
2. блок. Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей (с участниками группы в роли клиентов), тренинг "что такое хороший вопрос" с волонтерами- клиентами из группы, нарративное самопознание в группе (опция).
3. блок. Работа с клиентами с привлечением рефлексивной команды из участников группы и участием супервизора

Группа: закрыта на период одного блока

Общее содержание курса:

• тренинги, посвященные освоению отдельных терапевтических техник и их сочетаний, выработке терапевтической позиции, установлению и поддержанию хорошего терапевтического контакта, разрешению типичных сложностей и ловушек, в которые попадает терапевт;
• тренинги, посвященные работе с различными клиентами: индивидуальными, парами, семьями, с детьми, с людьми, которые с точки зрения современной медицины считаются психически больными \ соматическими больными, с людьми, пережившими горе и травму, с различными группами и пр.;
• обучение различным формам работы – ко-терпия, нарративные рефлексивные команды, команды свидетелей;
• проведение различных форм супервизий: "сухие" супервизии с участием нарративных рефлексивных команд, и групп свидетелей, "живые" супервизии (терапевт – участник группы приходит на супервизию с клиентами) с участием нарративных рефлексивных команд и групп свидетелей.
• Наблюдение за терапевтическими приемами, проводимыми тренером, и участие в них в качестве членов нарративной рефлексивной команды и группы свидетелей.

Тематический план:

1. Введение в ннаративную терапию

Нарративная теория: постмодернизм, социальный конструктивизм и нон-структурализм в психотерапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода. Люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контексты – неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни.
Нарртивная этика: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, "не-знание", любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что человек обладает необходимыми знаниями, но не обладает условиями для доступа к этим знаниям, и не видит в себе того, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения – консультант создает эти условия.
Нарртивная практика (техники).
• Экстернализация – отделение проблемы от человека \ семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.
• Деконструкция - процесс "распоковывания", делания видимыми "само собой разумеющихся" допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны "разглядеть" влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор.
• Поиск уникальных эпизодов - аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречит проблемной истории и открывает "двери" в альтернативные истории.
• Создание альтернативной истории – истории, развивающейся в процессе консультирования, основанной на предпочтениях клиента и противостоящей доминирующей истории, поддерживающей влияние проблемы.
• Создание аудиторий для альтернативной истории – истории не существуют в вакууме, они наполнены другими людьми и взаимодействием с ними, создавая жизнеспособную альтернативную историю мы должны позаботится о том, чтобы у нее были свидетели.
• Re-membering conversations – беседа, направленная на пересмотр участия в жизни клиентов Значимых Других, поддерживающих и не поддерживающих предпочитаемую историю.
• Карты нарративной практики – освоение и использование "картирования" нарративных бесед – выделения различных смысловых и структурных уровней в беседе, анализ перехода от уровня к уровню, графическое изображение беседы.
• Как задать хороший Вопрос? – Основное что делает нарративный консультант – задает вопросы. Что такое хороший нарративный вопрос и как его придумать.
• Терапевтическая документация – терапевтические письма, сертификаты, декларации о намерениях, памятки, о том как "работает" проблема и что с ней мой можно делать, описания предпочитаемой идентичности и пр.

2. Нарративная терапия в различных контекстах
2.1. Нарративная терапия с детьми и их семьями
§ Игровая коммуникация в семейной терапии.
§ Экстернализация проблем(ы) в нарративном семейном консультировании с детьми.
§ Первая встреча. Установление контакта с ребенком. Знакомство с ребенком отдельно от проблемы. Беседа с родителями \ родственниками о ребенке без проблемы.
§ Нарративная беседа, помогающая ребенку (и, возможно, родителям) занять активную позицию по отношению к экстернализированной проблеме
§ Деконструкция в нарративном семейном консультировании - Социальные ожидания от родителей и Материнская вина
§ Построение альтернативной истории – предпочитаемого самим ребенком и его окружением образа жизни и идентичности, в которых отношения с проблемами изменены желательным образом. Работа с детьми, пережившими травму
§ Особенности терапевтической позиции при работе с детьми
§ Фасилитация диалога между детьми и их семьями и между семьями и социальными службами

2.2. Нарративная терапия в детсвом саду и школе
§ Применение нарративного подхода в школьном контексте и в детском саду. Работа с репутациями. В течение первого года нахождения в коллективе у ребенка складывается определенная репутация, которая в дальнейшем задает отношение к нему как воспитателей и учителей, так и других детей. Если репутация плохая, она зачастую загораживает, не дает увидеть школьника как интересного, многогранного человека. Существуют возможности "переписать" репутацию.
§ Проведение занятий на основе «Интервьюирования проблемы»
§ Деконструкция – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях, образовании, учителях и родителях на родителей, детей, работниках образования и консультанта.
§ Дискурс дефицитарности. Исследование влияний "стандарта нормальности" на детей, учителей и родителей и их способности решать проблемы. Поиски более эффективных, основанных на акцентирвании уникальных и нестандартных способностей способов справляться со сложностями.
§ Создание сообществ поддержки для новых предпочтительных историй в школе и в детском саду.

2.3. Нарративная терапия с парами
§ Работа с парами, находящимися в состоянии острого конфликта. Выстраивание позиции «слушания». Использование практики внешних свидетелей в работе с парами.
§ Исследование влияния отношений в паре на предпочитаемую идентичность каждого из партнеров.

2.4. Нарративная терапия с людьми, пережившими горе
• Исследование влияния представлений о «нормальном» горевании на горюющих и на их окружение.
• Использование практики Re-membering в работе с горем. Идея продолжения включения умерших в жизнь остающихся.
• Работа в ситуациях, когда отношения с умершим были плохими или амбивалентными.

2.5 Нарративная терапия с людьми, пережившими травму
• Влияние травмы на предпочитаемую идентичность людей. Сужение территории идентичности. Риск повторной травматизации при работе с людьми, пережившими травму.
• Восстановление позиции активного участия в жизни.
• Выстраивание альтернативной истории, в основе которой лежит активная реакция людей на травмирующие события. Точки входа в такие истории. Поиск «отсутствующего, но подразумеваемого»
• Карты пересочинения. Использование микропрактик, воссоздающих опыт активного участия в травмирующих эпизодах.

2.6. Нарративная терапия с сообществами

3. Различные формы нарративной работы – нарративные рефлексивные команды и группы внешних свидетелей.

§ Церемонии определения
§ Принципы работы нарративной рефлексивной команды и внешних свидетелей
§ Клиентский опыт в рефлексивной команде, опыт в качестве участника команды и терапевта

Рефлексивная нарративная команда – Рефлексивной нарративной командой называют группу профессионалов, которые наблюдают за разговором терапевта и клиентов и затем дают отклик на услышанное и увиденное. Обсуждая терапевтическую беседу, участники нарративной рефлексивной команды, привлекают внимание людей к уже имеющимся у них ресурсам и знаниям, необходимым для решения их проблем. Члены команды задают рефлексивные вопросы и делают комментарии, способствующие тому, чтобы люди могли самостоятельно дать оценку влиянию на них тех или иных проблем, осознать, в какой степени они хотели бы изменить ситуацию и развить предпочитаемые, не проблемные способы жизни.

Основные формы нарративной супервизии с участием нарративной рефлексивной команды:

1) Вы приходите на супервизию вместе со своим клиентом (клиентами). В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; терапевтическую беседу с клиентами; отклик рефлексивной команды; отклик клиентов на работу рефлексивной команды; дополнительную беседу терапевта с супервизором по процессу и итогам сегодняшней встречи, общее обсуждение.

2) Вы приходите на супервизию без клиентов, но приносите диктофонную запись приема.
В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; прослушивание записи; отклик команды (записывается на диктофон с возможностью последующего прослушивания клиентом (клиентами); продолжение беседы терапевта с супервизором с учетом отклика команды, общее обсуждение.

3) Получив у клиентов согласие на нарративную супервизию их случая, Вы приходите без записей и без клиентов. В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; отклик команды (по желанию записывается на диктофон с возможностью последующего прослушивания клиентом (клиентами); продолжение беседы терапевта с супервизором с учетом отклика команды; общее обсуждение.

В зависимости от предпочтений студентов в программу курса могут вноситься изменения и дополнения.

Второй автор/ведущий: 
Даты проведения: 
2011-02-16
Дата публикации: 
2009-06-01
Дата окончания публикации: 
2010-06-01
Даты проведения обучений для вывода в баблах (свободный формат): 
с 22 октября 2009 по июнь 2010

Post new comment

The content of this field is kept private and will not be shown publicly.
CAPTCHA
This question is for testing whether you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
Fill in the blank