Центр нарративной психологии и практики

Блог

Психология образования в Новой Зеландии и нарративный подход
21 мая 2011

 

Психологию образования в Новой Зеландии описывают как идеальный вариант организации психологической службы в сообществе (community), т. к. психологи образования работают не только в школах, но и в других общественных учреждениях, например, в дошкольных, а также в организациях социального обеспечения. Работа школьных психологов укоренена в культуре сотрудничества. Новый этический кодекс подчеркивает значимость взаимосвязей психологической службы с разными слоями сообщества, четыре основных этических принципа включают: 1) уважение к достоинству народа и человека; 2) ответственную заботу; 3) целостность взаимоотношений; 4) социальную справедливость и ответственность перед обществом.

 

Школьные психологи в Новой Зеландии в гораздо меньшей степени участвуют в отборе детей во вспомогательную школу, нежели их коллеги в Соединенных Штатах и Австралии. Школьные психологи влияют на распределение образовательных ресурсов в соответствии с различными потребностями учащихся. Мнение школьных психологов, основанное на опыте и научных знаниях, очень важно для принятия решений в области политики образования. В последнее время переход к рыночной экономике создал для школьных психологов новые проблемы и поставил новые задачи, что привело к пересмотру моделей и форм практической работы. Наем школьных психологов на работу осуществляется через специальное подразделение в рамках министерства образования, однако, большинство повседневных решений принимается в районных и окружных управлениях образования. Учителя и родители учащихся совместно пишут заявку на предоставление дополнительной ставки психолога в случае, когда по их мнению школьники нуждаются в дополнительной поддержке. Школы приглашают психологов еще и для проведения реформы образовательного учреждения, хотя обычно такого рода психологическая помощь возникает естественным образом в каждом отдельном случае.

 

У школьных психологов есть офисы в местных центрах, где они работают в составе разнопрофильных команд совместно с другими специалистами в области образования и здравоохранения. Каждый психолог приписан к определенному участку района, а также отвечает за определенную область проблем или задач развития. Это позволяет психологу оставаться на стороне ребенка. Психологи образования также работают в частной практике, в центрах здравоохранения, проводят научные исследования, оценивают заявки на гранты, отвечают за вспомогательное образование и преподают психологию в высших учебных заведениях и отдельных школах.

 

Психологи образования работают в первую очередь в "контекстуальной" или "экологической" модели решения проблем, которая требует совместной разработки выходов из сложившихся ситуаций. Психология образования, будучи сформированной в значительной степени под влиянием теории экологических систем Бронфенбреннера и социального интеракционизма (напр. Выготский), работает в рамках мультисистемной парадигмы. Сильное влияние на эффективность психологии образования оказывает именно теория экологических систем. Человеческое поведение в ней считается функцией взаимодействия людей между собой и с разными средами. Таким образом, происходит переход от индивидуально-центрированных подходов к подходам, созвучным работе с сообществом в целом.

 

Большинство психологов образования строит свою практику на основе экологических моделей. Психология образования в Новой Зеландии является теоретически обоснованной, это практика взаимодействий в контексте, взаимодействий со средой как социальной, так и физической, как основы для обучения и формирования поведения. Такая трансформация психологии образования возникал вследствие ожиданий сообщества, что психолог будет работать не только внутри школы, однако, некоторые аспекты этого экологического подхода оказалось трудно внедрить в практику. Основная сложность заключается в том, что методы, применяемые в традиционной школьной психологии, не подходят к работе одновременно со школой, расширенной семьей и сообществом. Экологический подход к пониманию человеческого развития подразумевает, что реальностью для человека является его собственное восприятие ситуации, и, тем самым, в одной и той же ситуации реальность для ее участников может быть различной.

 

Многие школьные психологи обучались у Дэвида Эпстона, сторонника нарративного подхода к представлению ситуаций и их пере-описанию. Нарративный подход очень удачно сочетается с экологическим; в обоих ситуация представляется как нечто текучее, субъективное и сконструированное социально. Эпстон показал, каким образом человеческая жизнь развивается в системе прототипических историй и, тем самым, снабдил психологов орудиями для того, чтобы исследовать свое понимание ситуаций и создавать новые.

 

Нарративно-экологический подход резко противоречит дефицитарным моделям середины 20-го века. В настоящее время позитивные аспекты нарративно-экологического подхода используются в качестве основы для психологических интервенций. Дефицитарные подходы основываются на положении, что проблема - это некое свойство человеческой личности, и исходя из этого строят коррекционные методы заполнения каких-то брешей и дыр. Новозеландские психологи, общаясь с людьми, тщательно подбирают слова, чтобы не приписывать какому-то конкретному человеку свойство быть источником проблемы. Вместо этого причина проблемы помещается в область взаимоотношений, взаимодействия человека и мира, так как большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться психологу в образовании, связаны с напряженными отношениям между семьей, учащимися и школьным персоналом. Новозеландские психологи всегда рассматривают проблему в контексте больших систем, порождающих мир молодежи, например. Тем самым, у них всегда присутствует много разных возможностей для интервенций. Психологи образования разработали широкий диапазон методов диагностики, подходящих к этой парадигме. Они строят карты сложных проблем, чтобы сформулировать стратегию их преодоления. Методы диагностики включают сбор как объективных, так и субъективных данных, с использованием ряда средств, таких как наблюдение, интервью, тестирование и анализ школьных записей.

Многие школьные психологи отказались от практики применения тестов, в особенности, тестов интеллекта, так как в Новой Зеландии широко распространено мнение, что эти тесты к новозеландцам невалидны и неприменимы, а также несправедливы и приводят к ограниченным и негативным ожиданиям от учащихся. Иногда психометрические тесты все же применяются, но только для того, чтобы получить дополнительное подтверждение уже собранным данным, или же в тех случаях, когда на основе данных тестов могут быть сформулированы альтернативные гипотезы, заслуживающие дальнейшего изучения. Модели практической работы в разной степени способны поддерживать экологический подход и совместное порождение смыслов.

 

Аннан (2001) разработала так называемый ситуационный анализ - это процесс картирования сложных проблем за счет выявления и анализа измерений, составляющих проблемную ситуацию. Этот подход основывается на анализе проблем (Robinson, 1987), методе, позволяющем упрощать и структурировать большие объемы якобы мало связанной информации. Это основная методологическая основа для практики психологов образования.

Существует определенная программа подготовки и лицензирования супервизоров, имеется список профессионально важных качеств и компетентностей психолога образования, на который ориентируются сами психологи в своем образовании и саморазвитии. В основе этих стандартов лежат следующие принципы: практика сотруднического консультирования; рефлексивное мышление; мышление в социальном взаимодействии; опора на контекст и на очевидное; соблюдение профессиональных этических принципов; философия холизма и признание ценности различий. Важным также является уважение положений соглашения Вайтанги и ориентация на позитивную психологию, сильные стороны человека, при осуществлении практических психологических мероприятий.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле