Центр нарративной психологии и практики

Блог

Программа длительного курса "Нарративная терапия"
Архив
с 22 октября 2009 по июнь 2010

Нарративная терапия – возникший более 20 лет назад и активно развивающийся, постмодернистский, конструктивистский подход к психологической помощи людям, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. Сегодня – одно из ведущих направлений в семейной психотерапии и работе с сообществами.

Задача курса: подготовка квалифицированных специалистов в области семейной, индивидуальной терапии, а также различной социальной работы в рамках нарративного подхода к практике оказания психологической помощи.

Участники получают:
Теоретические знания в нарративном подходе; знакомство и практическое исследование этики постмодернистских психотерапевтических подходов; практические навыки и опыт нарративной работы с индивидуальными клиентами, семьями, детьми и сообществами.

Курс рассчитан на специалистов: практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также на студентов психологических и психотерапевтических факультетов.

Участники должны иметь базовую подготовку в области нарративной терапии, так как даже освоение наиболее известных техник нарративного консультирования, таких как экстернализация или исследование уникальных эпизодов, проходит в данном курсе на более глубоком уровне и предполагает, что знакомство с ними в рамках какого-либо вводного курса уже состоялось. Если на данный момент Вы не имеете никакой подготовки в области нарративной терапии, то можете ее получить, приняв участие в тренинге «Введение в нарративный подход» в сентябре и\или октябре 2009 года.

Продолжительность курса:

170 часов, 32 занятия по 5 академических часов раз в неделю + 1 день самоисследования в группе, с октября 2009 по июнь 2010.

Курс разбит на три блока. 14 занятий в первом блоке, 10 во втором, 10 в третьем.

1 блок – с октября до начала февраля.

2 блок – с середины февраля по конец марта

3 блок. – с начала апреля по середину июня (с перерывом на майские каникулы)

Содержание

1. блок. Теория и тренинг, включающий упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения.
2. блок. Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей (с участниками группы в роли клиентов), тренинг "что такое хороший вопрос" с волонтерами- клиентами из группы, нарративное самопознание в группе (опция).
3. блок. Работа с клиентами с привлечением рефлексивной команды из участников группы и участием супервизора

Группа: закрыта на период одного блока

Общее содержание курса:

• тренинги, посвященные освоению отдельных терапевтических техник и их сочетаний, выработке терапевтической позиции, установлению и поддержанию хорошего терапевтического контакта, разрешению типичных сложностей и ловушек, в которые попадает терапевт;
• тренинги, посвященные работе с различными клиентами: индивидуальными, парами, семьями, с детьми, с людьми, которые с точки зрения современной медицины считаются психически больными \ соматическими больными, с людьми, пережившими горе и травму, с различными группами и пр.;
• обучение различным формам работы – ко-терпия, нарративные рефлексивные команды, команды свидетелей;
• проведение различных форм супервизий: "сухие" супервизии с участием нарративных рефлексивных команд, и групп свидетелей, "живые" супервизии (терапевт – участник группы приходит на супервизию с клиентами) с участием нарративных рефлексивных команд и групп свидетелей.
• Наблюдение за терапевтическими приемами, проводимыми тренером, и участие в них в качестве членов нарративной рефлексивной команды и группы свидетелей.

Тематический план:

1. Введение в ннаративную терапию

Нарративная теория: постмодернизм, социальный конструктивизм и нон-структурализм в психотерапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода. Люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контексты – неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни.
Нарртивная этика: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, "не-знание", любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что человек обладает необходимыми знаниями, но не обладает условиями для доступа к этим знаниям, и не видит в себе того, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения – консультант создает эти условия.
Нарртивная практика (техники).
• Экстернализация – отделение проблемы от человека \ семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.
• Деконструкция - процесс "распоковывания", делания видимыми "само собой разумеющихся" допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны "разглядеть" влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор.
• Поиск уникальных эпизодов - аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречит проблемной истории и открывает "двери" в альтернативные истории.
• Создание альтернативной истории – истории, развивающейся в процессе консультирования, основанной на предпочтениях клиента и противостоящей доминирующей истории, поддерживающей влияние проблемы.
• Создание аудиторий для альтернативной истории – истории не существуют в вакууме, они наполнены другими людьми и взаимодействием с ними, создавая жизнеспособную альтернативную историю мы должны позаботится о том, чтобы у нее были свидетели.
• Re-membering conversations – беседа, направленная на пересмотр участия в жизни клиентов Значимых Других, поддерживающих и не поддерживающих предпочитаемую историю.
• Карты нарративной практики – освоение и использование "картирования" нарративных бесед – выделения различных смысловых и структурных уровней в беседе, анализ перехода от уровня к уровню, графическое изображение беседы.
• Как задать хороший Вопрос? – Основное что делает нарративный консультант – задает вопросы. Что такое хороший нарративный вопрос и как его придумать.
• Терапевтическая документация – терапевтические письма, сертификаты, декларации о намерениях, памятки, о том как "работает" проблема и что с ней мой можно делать, описания предпочитаемой идентичности и пр.

2. Нарративная терапия в различных контекстах
2.1. Нарративная терапия с детьми и их семьями
§ Игровая коммуникация в семейной терапии.
§ Экстернализация проблем(ы) в нарративном семейном консультировании с детьми.
§ Первая встреча. Установление контакта с ребенком. Знакомство с ребенком отдельно от проблемы. Беседа с родителями \ родственниками о ребенке без проблемы.
§ Нарративная беседа, помогающая ребенку (и, возможно, родителям) занять активную позицию по отношению к экстернализированной проблеме
§ Деконструкция в нарративном семейном консультировании - Социальные ожидания от родителей и Материнская вина
§ Построение альтернативной истории – предпочитаемого самим ребенком и его окружением образа жизни и идентичности, в которых отношения с проблемами изменены желательным образом. Работа с детьми, пережившими травму
§ Особенности терапевтической позиции при работе с детьми
§ Фасилитация диалога между детьми и их семьями и между семьями и социальными службами

2.2. Нарративная терапия в детсвом саду и школе
§ Применение нарративного подхода в школьном контексте и в детском саду. Работа с репутациями. В течение первого года нахождения в коллективе у ребенка складывается определенная репутация, которая в дальнейшем задает отношение к нему как воспитателей и учителей, так и других детей. Если репутация плохая, она зачастую загораживает, не дает увидеть школьника как интересного, многогранного человека. Существуют возможности "переписать" репутацию.
§ Проведение занятий на основе «Интервьюирования проблемы»
§ Деконструкция – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях, образовании, учителях и родителях на родителей, детей, работниках образования и консультанта.
§ Дискурс дефицитарности. Исследование влияний "стандарта нормальности" на детей, учителей и родителей и их способности решать проблемы. Поиски более эффективных, основанных на акцентирвании уникальных и нестандартных способностей способов справляться со сложностями.
§ Создание сообществ поддержки для новых предпочтительных историй в школе и в детском саду.

2.3. Нарративная терапия с парами
§ Работа с парами, находящимися в состоянии острого конфликта. Выстраивание позиции «слушания». Использование практики внешних свидетелей в работе с парами.
§ Исследование влияния отношений в паре на предпочитаемую идентичность каждого из партнеров.

2.4. Нарративная терапия с людьми, пережившими горе
• Исследование влияния представлений о «нормальном» горевании на горюющих и на их окружение.
• Использование практики Re-membering в работе с горем. Идея продолжения включения умерших в жизнь остающихся.
• Работа в ситуациях, когда отношения с умершим были плохими или амбивалентными.

2.5 Нарративная терапия с людьми, пережившими травму
• Влияние травмы на предпочитаемую идентичность людей. Сужение территории идентичности. Риск повторной травматизации при работе с людьми, пережившими травму.
• Восстановление позиции активного участия в жизни.
• Выстраивание альтернативной истории, в основе которой лежит активная реакция людей на травмирующие события. Точки входа в такие истории. Поиск «отсутствующего, но подразумеваемого»
• Карты пересочинения. Использование микропрактик, воссоздающих опыт активного участия в травмирующих эпизодах.

2.6. Нарративная терапия с сообществами

3. Различные формы нарративной работы – нарративные рефлексивные команды и группы внешних свидетелей.

§ Церемонии определения
§ Принципы работы нарративной рефлексивной команды и внешних свидетелей
§ Клиентский опыт в рефлексивной команде, опыт в качестве участника команды и терапевта

Рефлексивная нарративная команда – Рефлексивной нарративной командой называют группу профессионалов, которые наблюдают за разговором терапевта и клиентов и затем дают отклик на услышанное и увиденное. Обсуждая терапевтическую беседу, участники нарративной рефлексивной команды, привлекают внимание людей к уже имеющимся у них ресурсам и знаниям, необходимым для решения их проблем. Члены команды задают рефлексивные вопросы и делают комментарии, способствующие тому, чтобы люди могли самостоятельно дать оценку влиянию на них тех или иных проблем, осознать, в какой степени они хотели бы изменить ситуацию и развить предпочитаемые, не проблемные способы жизни.

Основные формы нарративной супервизии с участием нарративной рефлексивной команды:

1) Вы приходите на супервизию вместе со своим клиентом (клиентами). В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; терапевтическую беседу с клиентами; отклик рефлексивной команды; отклик клиентов на работу рефлексивной команды; дополнительную беседу терапевта с супервизором по процессу и итогам сегодняшней встречи, общее обсуждение.

2) Вы приходите на супервизию без клиентов, но приносите диктофонную запись приема.
В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; прослушивание записи; отклик команды (записывается на диктофон с возможностью последующего прослушивания клиентом (клиентами); продолжение беседы терапевта с супервизором с учетом отклика команды, общее обсуждение.

3) Получив у клиентов согласие на нарративную супервизию их случая, Вы приходите без записей и без клиентов. В этом случае супервизия включает: беседу терапевта с супервизором; отклик команды (по желанию записывается на диктофон с возможностью последующего прослушивания клиентом (клиентами); продолжение беседы терапевта с супервизором с учетом отклика команды; общее обсуждение.

В зависимости от предпочтений студентов в программу курса могут вноситься изменения и дополнения.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле