Центр нарративной психологии и практики

Блог

Описание короткого практического семинара "Знакомство с нарративной терапией"
Архив
10 и 11 марта. 11-18

 

Ведущая: Жорняк Екатерина Сергеевна, психолог, семейный терапевт, нарративный консультант, соучредитель Центра нарративной психологии и практики.

          Цели и задачи

Участники получат представления о философских основах нарративной терапии, познакомятся с вытекающей из этих теоретических оснований этикой подхода, особенностями терапевтического взаимодействия, и освоят разработанные в соответствии с нарративной теорией и этикой базовые «техники» подхода – виды нарративных бесед и вопросов, позволяющие в контексте сотрудничающих отношений с клиентами сформулировать цели совместной терапевтической работы и прийти к ним.

В ходе тренинга участник может  получить знания и практические навыки в области:

·         - Нарративной теории: постмодернизм, социальный конструктивизм (конструкционизм), радикальный конструктивизм и нон-структурализм в терапии

·         - Нарртивной этики: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта.  Предпочтения и стремления нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, "не-знание", любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что люди обладают необходимыми знаниями, но не обладают условиями для доступа к этим знаниям, и не видят в себе тех, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения – консультант создает эти условия.

·         - Нарртивной практики: основные возможности нарративного консультирования – экстернализация, деконструкция, поиск и исследование уникальных эпизодов, построение альтернативной истории. Беседа, направленная на изменение ощущения участия разных людей в предпочитаемой  истории клиента.

 

Тематический план тренинга

·         Философский контекст, методологическая база и основные теоретические допущения Нарративной терапии. Нарративная метафора в психологической помощи людям.

·         Введение в этику нарративного подхода, согласованность философского и этического уровней в наративной терапии, специфика позиций терапевта и консультирующихся людей.

·         Введение в практику нарративной терапии, согласованность философии, этики и практики подхода.  «деконструкция», «экстернализация», «исследование уникальных эпизодов», «переписывание истории», «изменения участия».

Философский контекст, методологическая база и основные теоретические положения Нарративной терапии.

 - Определение метода, разработанное его создателями. Создатели  Майкл Уайт (Michael White) и Дэвид Эпстон (David Epston). В самом широком смысле нарративная терапия является беседой, в процессе которой люди перерассказывают,  то есть рассказывают по иному истории свой жизни. Для нарративных терапевтов "история" это некие события, увязанные в определенные последовательности на некотором временном промежутке и приведенные таким образом в состояние наделенного смыслом сюжета.

Нарративная метафора предлагает нам представить, что люди и есть истории. Истории пишутся в сотрудничестве в социальном контексте.

Основная предпосылка нарративной терапии это идея, чтожизни и отношения людей формируются:

  • Знаниями и историями, которые были созданы сообществами людей,  и привлекаются этими людьми для осмысления и описания  их опыта.

 И

  • Определенными практиками Я и отношений, в которых способы жизни связываются с этими знаниями и историями.

Нарративная терапия помогает людям разрешить их проблемы:

  • Позволяя им отделить их жизнь и отношения от тех знаний и историй, которые, по их мнению, уже себя исчерпали;
  • Помогая им бросить вызов тем способам жизни, которые они воспринимают как доминирующие, подчиняющие, и

Поощряя людей переписать их истории жизни в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми (самими людьми) историями их идентичности,  и в соответствии с предпочтительными (для самих людей) способами жизни.

 - Некоторые самые общие характеристики нарративной терапии \ практики:

  • Нарртивная терапия \ практика это подход к консультированию и социальной работе, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям.
  • В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и компетенций, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой.
  • Важными принципами работы в этом подходе являются неподдельное любопытство со стороны терапевта и его искреннее желание задавать вопросы, на которые он действительно не знает ответа, а, следовательно, готов услышать и принять любой.
  • Терапевтическая беседа может принять любое направление, всегда существует множество возможных путей (нет какого-то одного "правильного" хода беседы известного терапевту как эксперту).
  • Человек, консультирующийся у терапевта, играет существенную роль в определении хода терапевтического процесса.
  • Базовое допущение подхода, о том, что все конструируется в социальном контексте и в процессе социального взаимодействия непрерывно воплощается на практике.

 

- Краткое описание подхода:

Люди – существа интерпретирующие; Все мы состоим из множества историй; Какими именно будут эти истории, зависит от того, на какие события мы обратили внимание, как связали их между собой и какой смысл им придали; Жизнь любого человека состоит из значительно большего количества событий, чем те, которые он отбирает для своих историй. То, какие из вновь поступающих событий будут включаться в истории, определяется уже сконструированными доминирующими историями данного человека; Истории никогда не создаются вне множественных контекстов окружающего мира; В действительности, наши жизни мультиисторичны; работая терапевтом в нарративном подходе, профессионал встречается с обратившимися за его услугами людьми, для того чтобы объединить с ними усилия по исследованию историй их жизней и отношений, смыслов и влияний этих историй, а также контекстов, в которых они были "написаны" и приняты как свои. Нарративный терапевт создает условия, для того, чтобы человек, выбрал и сконструировал предпочитаемую версию себя.

Основные понятия: нарратив, проблемная история, альтернативная история, мультиисторичность, контекст, автор

 - Теоретические контексты нарративной терапииКонтексты нарративной терапии: постмодернизм, постструктурализм, нон-структурализм, конструктивизм, социальный конструкционизм. Нарративные терапевты в большинстве своем соглашаются, что их подход постмодернистский и отсылает к множеству теорий и историй определяющих себя как постмодернистские. Поэтому, говоря о том или ином аспекте нарративной терапии, необходимо, прежде всего, указывать на эти ссылки и границы, делающие этот подход не модернистским или постмодернистским.

 

Примеры вопросов, на которые участники смогут отвечать после тренинга:

  1. Зачем для точного описания философии, лежащей в основе нарративного подхода, понадобилось введение нового понятия нон-струкутарализм
  2. Как идеи постмодернизма преломляются в психотерапии?
  3. Почему Нарративный подход можно назвать конструктивистским?
  4. Из каких философских идей «вытекает» сотрудничающая позиция нарративного терапевта?
  5. На каких философских идеях основывается необходимость деконструктивного выслушивания во время нарративного консультирования?
  6. За что отвечает терапевт, и за что отвечает клиент во время нарративной беседы?
  7. Изобразите графически «карту» нарративной экстернализационной беседы
  8. Изобразите графически «карту» нарративной беседы, направленной на исследование уникальных эпизодов
  9. Как в ходе нарративной терапии переписывается история?

 

И другие)

 

 

Литература

 Вацлавик, П. Конструктивизм и психотерапия. // Вопросы психологии, 2001 г. №5.

Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу. // МПЖ 2001г. № 3

Жорняк Е.С. Нарративная терапия  в кн: Системная семейная психотерапия: классика и современность. “Класс”, 2005, с.11-60.

Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996

 Ильин И.П. Постмодернизм: словарь терминов. Москва 2001.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991

Фридман Джилл, Комбс Джин. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М., 2001.

 Уайт, М. "Карты нарративной практики", М, 2010

Дополнительная литература:

Жорняк. Е. Нарративный подход.// Psychologies№ 5 (июнь), 2006

Jorniak,E. & Pare, D. Teaching Narrative in Russia /Journal of Systemic Therapies, [New York, N.Y.] : Guilford Publications (2007, осень, том26, выпуск3, стр. 57-71)

Jorniak,E. Teaching theory and deconstruction / The International Journal of Narrative Therapy and Community Work, Dulwich Centre Publications (2008, №1, стр. 57-6

Теодор Р. Сарбин. Нарратив как базовая метафора в психологии. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. №1, 2004

Эко Умберто. Заметки на полях «Имени розы» // Имя Розы. М., 1994

White, M. (2007). Mapsofnarrative conversation. W.W. Norton  & Company, New York3.

White, M., & Epston, D. (1990). Narrative means to therapeutic ends. New York: Norton.

 

Тренинг пройдет 10-11 марта, с 11.00 до 18.00, в помещении центра на станции метро Баррикадная.

Как добраться:

Пешком: от метро Баррикадная (3 минуты), выходите в единственный выход, СРАЗУ поворачиваете направо, проходите мимо входа в метро, еще раз поворачиваете направо и идете прямо по дорожке. Метро остается позади, слева начинает тянуться забор и Министерство Природных Ресурсов, а справа появляется желтый с белым 4-5-этажный дом, состоящий из нескольких частей. Почти в конце этого дома, напротив стоянки, подъезд с колоннами. Внутри холл с креслами и колоннами, впереди охрана. Нужная комната прямо за охраной (номер 011).

 

На машине: подъезд к дому перекрывает шлагбаум, на дорожке, ведущей к министерству. Если он закрыт, паркуйтесь на ул. Баррикадная, лучше возле Шоколадницы – там можно, и идите пешком за метро.

Записаться можно тут!

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле