Центр нарративной психологии и практики

Блог

Нарративная терапия с детьми и их семьями и Нарративная терапия в детском саду и школе
21 мая 2011

Участники получают:
Теоретические знания в конструктивистских, прежде всего, в нарративном подходе, знакомство и практическое исследование этики постмодернистских психотерапевтических подходов и практические навыки работы с детьми любого возраста, столкнувшимися с любыми проблемами (включая сложности в поведении, взаимодействии с людьми, адаптации в коллективе, отношениях со взрослыми и сверстниками, страхи, соматические заболевания, психиатрические диагнозы и пр.), а также с их социальными контекстами – семьей, друзьями, школьным или детсадовским окружением и пр.

Для полноценного участия в тренинге рекомендуется базовое знакомство с нарративной терапией на уровне "введения".

Тематический план

§ Игровая коммуникация в семейной терапии. Использование в детской семейной терапии образа существования и общения, свойственных детям и предпочитаемых ими. Когда взрослый вступает в игровое взаимодействие с ребенком, способности и творческий потенциал последнего возрастают. Игровое нарративное общение приводит к тому, что дети берут на себя ответственность за решение проблем, становясь при этом изобретательными и активными и опираясь на уникальное сочетание способностей, знаний, умений и предпочтений, уже присущих им.
§ Экстернализация проблем(ы) в нарративном семейном консультировании с детьми. Экстернализация - отделение проблемы от человека, в результате которого, он может занять активную позицию по отношению к своей жизни, взять на себя ответственность за отношения с проблемой и изменить эти отношения желательным образом. Детям часто не хочется говорить о себе как о фокусе проблемы, они предпочитают обсуждать проблемы косвенно, метафорически или играя. Помочь здесь может языковая экстернализация. Ребенок выступает как субъект, обладающий определенным знанием о своей жизни, а не является пассивным объектом разговора, подвергающимся воздействию других людей.
§ Первая встреча. Установление контакта с ребенком. Знакомство с ребенком отдельно от проблемы. Беседа с родителями \ родственниками о ребенке без проблемы.
§ Экстернализационная беседа о проблеме. Как с помощью ребенка правильно назвать проблему.
§ Экстернализационная беседа о названных проблемах, возможное "переназывание" проблем, выявление "камуфляжных" проблем, прикрывающих другие более сильные, "хитрые и вредные" проблемы.
§ Нарративная беседа, помогающая ребенку (и, возможно, родителям) занять активную позицию по отношению к экстернализированной проблеме
§ Деконструкция в нарративном семейном консультировании с детьми – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях и родительстве на родителей, детей и консультанта.
§ Работа с родителями в семейной терапии, включающей детей. Роль родителей в терапии по поводу детских проблем. Работа с социальными контекстами, поддерживающими непродуктивное чувство вины у родителей. Влияние детских проблем на родителей. Влияние на родителей социальных ожиданий.
§ Социальные ожидания от родителей и Материнская вина
§ Влияние детей на родителей не стоит недооценивать и исключать из обсуждения. В детоцентристском обществе мы сосредоточены на том какой вклад родители вносят в проблемы. А какой вклад проблемы вносят в родителей? Именно когда у ребенка есть отношения с какой-то проблемой, его влияние на родителей часто повышается. Наблюдения за детьми в терапии может вдохновить родителей на то чтобы воспользоваться теми же приемами по отношению к себе – усмирить свои истерики, победить свои страхи и пр.
§ Построение альтернативной истории – предпочитаемого самим ребенком и его окружением образа жизни и идентичности, в которых отношения с проблемами изменены желательным образом. Уплотнение альтернативного сюжета. Привлечение альтернативных социальных идей для его поддержания. Усиление уникальных способностей ребенка и использование воображения в нарративной терапии с детьми.
§ Работа с детьми, пережившими травму
§ Особенности терапевтической позиции при работе с детьми
§ Фасилитация диалога между детьми и их семьями и между семьями и социальными службами

Нарративная терапия в детском саду и школе

§ Применение нарративного подхода в школьном контексте и в детском саду. Работа с репутациями. В течение первого года нахождения в коллективе у ребенка складывается определенная репутация, которая в дальнейшем задает отношение к нему как воспитателей и учителей, так и других детей. Если репутация плохая, она зачастую загораживает, не дает увидеть школьника как интересного, многогранного человека. Существуют возможности "переписать" репутацию.
§ Проведение занятий на основе «Интервьюирования проблемы»
§ Деконструкция – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях, образовании, учителях и родителях на родителей, детей, работниках образования и консультанта.
§ Дискурс дефицитарности. Исследование влияний "стандарта нормальности" на детей, учителей и родителей и их способности решать проблемы. Поиски более эффективных, основанных на акцентирвании уникальных и нестандартных способностей способов справляться со сложностями.
§ Создание сообществ поддержки для новых предпочтительных историй в школе и в детском саду.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле