Центр нарративной психологии и практики

Блог

Нарративная терапия с детьми
Архив
28, 29 января 2012

 

Тренинг "Нарративная терапия с детьми и их семьями"   Участники тренинга получают: Теоретические знания о применении нарративного подхода к работе с детьми и практические навыки работы с детьми любого возраста, столкнувшимися с любыми проблемами (включая психиатрические диагнозы, фобии, соматические заболевания, сложности в поведении, взаимодействии с людьми, и пр.), а также с их социальными контекстами – семьей, друзьями, школьным окружением и пр.   Условия участия: знакомство с основами нарративной практики - участие в каком-либо курсе «Введения в нарративную терапию», и, следовательно, обладание знаниями и практическими навыками в области:   • Нарративной теории: постмодернизм, социальный конструктивизм и нон-структурализм в психотерапии • Нарртивной этики: сотрудничающая позиция нарратвиного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, "не-знание", любопытство, настойчивость, соавторство. Эффективное нарративное консультирование предполагает, что консультант верит, что люди обладают необходимыми знаниями, но не обладают условиями для доступа к этим знаниям, и не видят в себе тех, кто может осмыслить проблему и изменить с ней отношения – консультант создает эти условия. • Нарративной практики: основные виды нарративных бесед – экстернализация, деконструкция, поиск и исследование уникальных эпизодов, построение альтернативной истории.   Курс рассчитан на 16 академических часов. Включает, теорию, нарративные упражнения, разбор случаев, супервизии (по запросу).   Тематический план: Игровая коммуникация в семейной терапии. Использование в детской семейной терапии образа существования и общения, свойственных детям и предпочитаемых ими. Когда взрослый вступает в игровое взаимодействие с ребенком, способности и творческий потенциал последнего возрастают. Игровое нарративное общение приводит к тому, что дети берут на себя ответственность за решение проблем, становясь при этом изобретательными и активными и опираясь на уникальное сочетание способностей, знаний, умений и предпочтений, уже присущих им. Естественный интерес ребенка к игровым методам, наполненным воображением, фантазией, тайной, волшебством, символизмом, метафоричностью имеет большое значение, так как в этих формах осмысления реальности, лишенных рассуждений и умозаключений, обнаруживаются ресурсы, которые оказываются важнейшими для мотивации ребенка и его способности решать проблемы (Д. Эпстон) . Экстернализация проблем(ы) в нарративном семейном консультировании с детьми. Экстернализация - отделение проблемы от человека, в результате которого, он может занять активную позицию по отношению к своей жизни, взять на себя ответственность за отношения с проблемой и изменить эти отношения желательным образом. Детям часто не хочется говорить о себе как о фокусе проблемы, они предпочитают обсуждать проблемы косвенно, метафорически или играя. Помочь здесь может языковая экстернализация. Ребенок выступает как субъект, обладающий определенным знанием о своей жизни, а не является пассивным объектом разговора, подвергающимся воздействию других людей. - Первая встреча. Установление контакта с ребенком. Знакомство с ребенком отдельно от проблемы. Беседа с родителями \ родственниками о ребенке без проблемы: экстернализационная беседа о проблемной ситуации снимает вину и стыд, однако, если проблема сливается с идентичностью ребенка, даже такая беседа может стать для него унизительной. Поэтому можем инициализировать беседу о ребенке без проблемы. Беседа с ребенком и с его окружением о его способностях, качествах, умениях, уникальных или удивительных способностях, навыках и пр. - Экстернализационная беседа о проблеме. Как с помощью ребенка правильно назвать проблему. Виды " размещения" проблем: проблемы, имеющие в наибольшей степени отношения с ребенком, и, в то же время, влияющие на других членов семьи; проблемы, находящиеся между ребенком и другими членами семьи – проблемы во взаимоотношениях; разные, две или более взаимосвязанных проблем, влияющих на разных членов семьи, например, Тревога в у родителей и Лень у ребенка. - Экстернализационная беседа о названных проблемах, возможное "переназывание" проблем, выявление "камуфляжных" проблем, прикрывающих другие более сильные, "хитрые и вредные" проблемы. - Нарративная беседа, помогающая ребенку (и, возможно, родителям) занять активную позицию по отношению к экстернализированной проблеме, принять решения о том, что он хотел бы с ней сделать, и, опираясь на свои уникальные способности, придумать свой неповторимый план изменения отношений с этой проблемой предпочтительным для себя образом. Привлечения окружения в качестве союзников и помощников в реализации плана. - Участники вместе с ведущей анализируют случаи из ее практики, выявляя в них вышеперечисленные приемы и придумывая свои возможные ходы. - Участники выполняют упражнение "Мостик", в котором практически исследуют вышеперечисленные направления беседы.   Деконструкция в нарративном семейном консультировании с детьми – исследование социальных контекстов поддерживающих проблему и противостоящих существованию проблемы. А также работа с влиянием различных социальных идей и стереотипов о детях и родительстве на родителей, детей и консультанта. - упражнение "Деконструкция: стереотипы о родителях и детях" Работа с родителями в семейной терапии, включающей детей. Роль родителей в терапии по поводу детских проблем. Работа с социальными контекстами, поддерживающими непродуктивное чувство вины у родителей. Влияние детских проблем на родителей. Влияние на родителей социальных ожиданий. Исследование возможных ходов беседы со всей семьей. - упражнение: беседа с родителем, консультирующимся по поводу проблем у ребенка.   Построение альтернативной истории – предпочитаемого самим ребенком и его окружением образа жизни и идентичности, в которых отношения с проблемами изменены желательным образом. Уплотнение альтернативного сюжета. Привлечение альтернативных социальных идей для его поддержания. Усиление уникальных способностей ребенка и использование воображения в нарративной терапии с детьми. - Участники вместе с ведущей анализируют случаи из их \ ее практики, выявляя в них вышеперечисленные приемы и придумывая свои возможные ходы.     Рекомендуемая литература:   Freeman, J., Epston, D., Lobovits, D. (1997). Playful approaches to serious problems: narrative therapy with children and their families. NY-London. W. W. Norton& Company. Smith, C., Nylund, D. (Eds). (1997). Narrative Therapies with Children and Adolescence. NY-London. The Guilford Press. Winslade, J., Monk, G.(1999) Narrative Counseling in schools. Thousand Oaks, California. Corwin Press, INC. White M., Morgan A. (2006). Narrative Therapy with Children and their Families. Dulwich Centre Publications.     Тренинг пройдет 28-29 января, с 11.00 до 18.00, в помещении центра на станции метро Баррикадная. Как добраться: Пешком: от метро Баррикадная (3 минуты), выходите в единственный выход, СРАЗУ поворачиваете направо, проходите мимо входа в метро, еще раз поворачиваете направо и идете прямо по дорожке. Метро остается позади, слева начинает тянуться забор и Министерство Природных Ресурсов, а справа появляется желтый с белым 4-5-этажный дом, состоящий из нескольких частей. Почти в конце этого дома, напротив стоянки, подъезд с колоннами. Внутри холл с креслами и колоннами, впереди охрана. Нужная комната прямо за охраной (номер 011).   На машине: подъезд к дому перекрывает шлагбаум, на дорожке, ведущей к министерству. Если он закрыт, паркуйтесь на ул. Баррикадная, лучше возле Шоколадницы – там можно, и идите пешком за метро.     Оставить заявку можно тут,

Светлана Бектимирова

Добрый день! Сколько стоит тренинг? Спасибо.Светлана.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле
Нарративная терапия с детьми
Архив
23, 24 марта 2013
Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле