Центр нарративной психологии и практики

Блог

Программа длительного курса "Нарративная терапия" 2012-2013
Архив
сентябрь 2012 - июнь 2013

 

Программа длительного курса «Нарративная терапия»

2012 – 2013 гг.

Преподаватели:

Екатерина Жорняк — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Старший преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член  Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.

Екатерина Дайчик — психолог, семейный терапевт, нарративный консультант. Преподаватель кафедры системной семейной терапии Института практической психологии и психоанализа. Член  Общества семейных консультантов и психотерапевтов. Соучредитель Центра нарративной психологии и практики.

Нарративная терапия — возникший около 30 лет назад и активно развивающийся, постмодернистский, конструкционстский подход к психологической помощи людям, в котором люди видятся как эксперты в собственных жизнях, а профессиональная позиция предполагает уважительное, не обвиняющее и заинтересованное отношение к любым человеческим историям. Сегодня — одно из ведущих направлений в индивидуальном консультировании, семейной терапии и работе с сообществами.

Задача курса: подготовка квалифицированных специалистов в области семейной, индивидуальной терапии, а также различной социальной работы в рамках нарративного подхода к практике оказания психологической помощи.

Участники получают: теоретические знания в нарративном подходе; знакомство с этикой постмодернистских психотерапевтических подходов и ее практическое исследование; практические навыки и опыт нарративной работы с клиентами.

Курс рассчитан на: практических психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также на студентов психологических и психотерапевтических факультетов.

Продолжительность и  структура курса:

Курс состоит из основной части и идущих параллельно дополнительных занятий по выбору. Основная часть курса состоит из трех  блоков   общей продолжительностью 170 академических часов, 34 занятия по 5 академических часов проходят раз в неделю, в будний день с 10.00 до 14.15.   Занятия по выбору идут параллельно основному курсу в выходные. Программа пройдет с сентября 2012 по июнь 2013.

Более подробно с расписанием первого блока основной части можно познакомиться здесь. Расписание может изменяться и дополняться в соответствии с пожеланиями участников.

Предварительное расписание тренингов по выбору смотрите здесь.

Чтобы принять участие в программе, необходимо пройти собеседование.

Содержание основной части курса:

1 блок. Введение в нарративную терапию. Теория и тренинг. Включает в себя упражнения в малых группах, в большой группе и общие обсуждения.  Продолжительность 14 занятий, проходит с  20 сентября 2012 г. по 27 декабря 2012 г..

2 блок. Обучение и клиентский опыт в группе. Работа в рефлексивных командах и группах свидетелей (с участниками группы в роли клиентов) с участием супервизора. Тренинг «что такое хороший вопрос» с волонтерами — клиентами из группы. Продолжительность 10 занятий, проходит с 17 января  2013 г. по 21 марта 2013 г..

3 блок. Начало практики. Работа с клиентами с привлечением рефлексивной команды из участников группы и с участием супервизора. Продолжительность 10 занятий, проходит с 28 марта 2013 г. по 13 июня 2013 г..

Общее содержание курса:

Тренинги, посвященные освоению отдельных терапевтических практик и их сочетаний, выработке терапевтической позиции, установлению и поддержанию хорошего терапевтического контакта, разрешению типичных сложностей и ловушек, в которые попадает нарративный консультант;

Обучение различным формам работы — нарративные рефлексивные команды, команды свидетелей;

Проведение различных форм супервизий: «сухие» супервизии с участием нарративных рефлексивных команд, и групп свидетелей, «живые» супервизии (терапевт — участник группы приходит на супервизию с клиентами) с участием нарративных рефлексивных команд и групп свидетелей.

Наблюдение за терапевтическими приемами, проводимыми тренером, и участие в них в качестве членов нарративной рефлексивной команды и группы свидетелей.

Тематический план

1. Введение в нарративную терапию

1.1. Нарративная теория: постмодернизм, социальный конструкционизм и нон-структурализм в терапии. Допущения, лежащие в основе нарративного подхода. Люди как истории, реальность как конструкт, истина как недоказуемое и неопровержимое, социальный контексты — неотъемлемая часть существования историй, активная позиция человека по отношению к своей жизни.

1.2. Нарративная этика: сотрудничающая позиция нарративного консультанта. Установки нарративного консультанта: оптимизм, уважение, неэкспертность, прозрачность, «не-знание», любопытство, настойчивость, соавторство. Создание условий для исследования людьми активной позиции по отношению к конструированию собственных жизней.

1.3.  Нарртивная практика (техники \ виды бесед).

·         Экстернализация — отделение проблемы от человека/семьи. В этом подходе проблемы рассматриваются как отделенные от людей, и предполагается, что люди достаточно компетентны и дееспособны и обладают большим количеством способностей, умений и знаний, которые могут помочь им изменить неудовлетворительные отношения с проблемой, взяв при этом на себя ответственность за эти отношения.

·         Деконструкция — процесс «распаковывания», делания видимыми «само собой разумеющихся» допущений и идей, лежащих в основе определенных социальных практик, маскирующихся под истину или реальность. В результате люди становятся способны «разглядеть» влияющие на них идеи и, сформировав к ним свое собственное ответственное отношение, сделать сознательный выбор. Поиск уникальных эпизодов — аспектов опыта человека, которые лежат за пределами или противоречат проблемной истории и открывают «двери» в альтернативные истории.

·         Создание альтернативной, предпочитаемой, истории — истории, развивающейся в процессе консультирования, основанной на предпочтениях клиента и противостоящей доминирующей истории, поддерживающей влияние проблемы.

·         Создание аудиторий для альтернативной истории — истории не существуют в вакууме, они наполнены другими людьми и взаимодействием с ними. Создавая жизнеспособную альтернативную историю, мы должны позаботиться о том, чтобы у нее были свидетели.

·         Re-membering conversations (беседа, восстанавливающая участие) — беседа, направленная на пересмотр участия в жизни клиентов «Значимых Других», поддерживающих и не поддерживающих предпочитаемую историю.

·         Отсутствующее, но подразумеваемое. Теоретическое обоснование концепции «Отсутствующего, но подразумеваемого». Карта беседы, основанной на идее «Отсутствующего, но подразумеваемого». Возможности применения этой беседы.

·         Использование письменных практик в работе нарративного консультанта. Терапевтические письма, возможности их применения. Другие терапевтические документы - сертификаты, грамоты, декларации и т.д..

 

1.4. Карты нарративной практики — освоение и использование «картирования» нарративных бесед — выделения различных смысловых и структурных уровней в беседе, анализ перехода от уровня к уровню, графическое изображение беседы.

2. Различные формы нарративной работы — нарративные рефлексивные команды и группы внешних свидетелей.

·         Церемонии признания самоопределения.

·         Принципы работы нарративной рефлексивной команды и внешних свидетелей.

3.  Тренинг «Что такое хороший вопрос».

Как задать хороший Вопрос? — Основное что делает нарративный консультант — задает вопросы. Что такое хороший нарративный вопрос и как его придумать.

4. Участие в нарративных рефлексивных командах и группах свидетелей в качестве терапевта, клиента или участника команды.

 

Принять участи в первом блоке могут все желающие, по результатам собеседования

Оставить заявку на участие в курсе можно тут!

Во втором блоке могут принять участие люди, успешно завершившие обучение в первом блоке, а также люди, имеющие соответствующую подготовку и прошедшие собеседование

В третьем блоке могут принять участие люди, успешно завершившие обучение во втором, а также, те, кто имеет соответствующую подготовку. Для новых участников предусмотрено собеседование и исследование своей готовности к участию в работе с клиентами

 

Список обязательной литературы.

1.       «Карты нарративной практики», Майкл Уайт, М., «Генезис», 2010.

2.       «Конструирование иных реальностей», Джилл Фридман, Джин Комбс, М., «Класс», 2001

3. «Нарративная терапия: от дебатов к диалогу», Е. Жорняк, Журнал практической психологии и психоанализа №4 декабрь 2001 г.

 

Список рекомендуемой литературы.

1.       «Нарративная медиация», Джон Уинслэйд, Джеральд Монк, М., Центр «Судебно-правовая реформа», 2009.

2.       “Narrative means to therapeutic ends”, Michael White, David Epston, W.W. Norton&company, New York, London.

3.       “Re-membering lives. Conversations with the Dying and the Bereaved” Lorraine Hedtke, John Winslade, Baywood Publishing Company, Inc/ Amityville, New York.

4.       Материалы библиотеки сайта narrative.ru.

5.       Материалы сайта Дарьи Кутузовой narrlibrus.wordpress.com

В зависимости от предпочтений участников в программу курса могут вноситься изменения и дополнения.

Количество мест ограничено.

 Длительные программы обучения нарративной терапии разрабатываются и проводятся сотрудниками Центра с 2004 г. и являются собственностью их авторов. Если Вы хотите воспользоваться программой или ее частью, поговорите с нами об этом.

Лилия

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какова стоимость обучения за каждый блок в программе длительного курса "Нарративная терапия"?

Лиза Новбари (ЦНПП)

Здравствуйте! Стоимость на этот год пока формируется, в прошлом году она составляла 16500 за блок, более точные цифры будут ясны к концу августа.

Сергей

Здравствуйте! Возможно ли выборочное посещение отдельных занятий? без участия во всем курсе целиком? Спасибо!

Екатерина Жорняк

Здравствуйте! Если Вы планируете принять участие в во втором блоке программы, то таких занятий в первом блоке должно быть в сумме не меньше 10 (9 - при чрезвычайных обстоятельствах). Если не планируете, а просто интересуетесь отдельными темами, то, в целом, возможно, по результатам предварительного обсуждения целей, намерений и возможностей с ведущими.

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.
CAPTCHA
Ответ на этот простой вопрос позволяет доказать, что Вы человек, а не робот-спамер.
Введите ответ в текстовое поле